Здравствуйте! Я очень рада приветствовать Вас в своём блоге «ЛОГОПЕДиЯ»! Мой блог адресован педагогам и родителям. Надеюсь каждый читатель блога найдет для себя полезную и интересную информацию. Оставляйте свои комментарии, отзывы и пожелания. Я всегда буду рада Вам помочь!

Развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.

 


Мелкая моторика  – это способность манипулировать мелкими предметами
и выполнять более точные действия. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.
      Выдающиеся ученые Л.С Выготский, Л.С.Волкова, М.И.Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. Если у ребенка недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук, значит, не сформирована артикуляционная моторика и недостаточно развита речь. 
Б. Филичева отмечает, что несовершенства в развитии мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи оказывают влияние на точность движений, их быстроту и переключаемость. Такой ребёнок не способен выполнять движения плавно и быстро, переключаться с одного действия на другое. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются при дифференцировании движений рук; они не распознают некоторые предметы на ощупь (пальцевой гнозис).
   Развитие мелкой моторики имеет огромное значение при обучении ребёнка с ОНР. При этом важно помнить о развитии всех компонентов, которые влияют на речевое развитие ребёнка. Так, необходимо тренировать координацию движений, пространственную координацию, двигательную память, произвольную моторику пальцев рук; нужно развивать динамический праксис, согласование движений рук и глаз.

       Таким образом, мелкая моторика играет большую роль в развитии речи ребёнка. Особенно важно её развитие при обучении ребёнка с общим недоразвитием речи, ведь движение речь неразрывно связанны между собой.

 Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами использую и нетрадиционные.

            К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием сенсорных коробок, использование природного материала (шишки, крупы, семена растений, песок, камешки Марблс, массаж с помощью мячика Су-джок, применение различных бытовых предметов (прищепки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).

Работу по развитию мелкой моторики пальцев лучше начинать с массажа пальчиков, кистей рук. Вместе с традиционным пальчиковым массажем используется массаж с различными предметами. 

Например,

• прищепочный массаж;

• массаж орехами;

• массаж с мячиками су - джок;

• массаж камнями;

Такие массажные упражнения, сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

    Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами:

• резинки;

• камешки Марблс;

• прищепки;

• пуговицы;

• счетные палочки.

     Применение камушков "Марблс"

это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это  пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста.

 

    Сенсорные коробочки 

представляют собой емкости с разнообразными наполнителями. Это могут быть контейнеры, коробки  – в зависимости от того, что есть под рукой, содержащие различные природные материалы, крупы, песок, мелкие предметы, игрушки по различным лексическим темам отличающимися формой, размерами, весом. Все это поможет  ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть, и все это не потребует больших материальных затрат.

        Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

     Счетные палочки

это незаменимый дидактический материал  для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей, многофункциональная. Счётными палочками можно играть по-разному, используя их в образовательной и творческой деятельностях. Игры и упражнения с счётными палочками развивают не только мелкую моторику рук (умелость, ловкость, координацию), но и внимание, мышление сообразительность, конструктивные навыки (то есть синтез, анализ, зрительное восприятие и мыслительные операции сравнения).

Литература:

1.Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под
ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 – 703 с.
2.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л.Сиротюк. – М.:
Сфера, 2001.
3. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
4.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.



Комментариев нет:

Отправить комментарий