Здравствуйте! Я очень рада приветствовать Вас в своём блоге «ЛОГОПЕДиЯ»! Мой блог адресован педагогам и родителям. Надеюсь каждый читатель блога найдет для себя полезную и интересную информацию. Оставляйте свои комментарии, отзывы и пожелания. Я всегда буду рада Вам помочь!

Гимнастика для язычка


Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

- Проводите артикуляционную гимнастику регулярно. Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут. Каждое упражнение надо повторять 5-7 раз;

- Упражнения выполняйте сидя перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. Следите за положением ребенка, сидя ребенок должен чувствовать себя комфортно.

- Обязательно следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно и четко.

- Статические положения языка надо удерживать 10-15 секунд, увеличивая время постепенно, начиная с 2-3 секунд.

- Дайте ребенку возможность отдохнуть, если движения в процессе выполнения становятся неточными. Лучше выполнять упражнения правильно «маленькими дозами»

«ГРИБОК»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

                           Под высокою сосной                           

  Мы грибок нашли с тобой.

Чтобы рос боровичок,

Подними вверх язычок.

«БЛИНЧИК»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

                                                  Каждый раз по воскресеньям

                                                   Мы едим с тобой варенье.

                                                    Верхнюю губу вареньем

                                                    Мы намажем, а потом

                                                    Язычком широким сразу

                                                     Мы варенье облизнем.

«ДЯТЕЛ»

Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край  языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».

                                                       Дятел на суку сидит, 

                                                       Дятел дерево долбит.

«ЁЖИК»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг ( правая щека- под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так "нарисовать" по 5- 6 кругов в одну и другую стороны.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горка.

Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый еж!

«ЧИСТИМ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.


                                            Мягкой щеткою с утра

                                             Чистит зубки детвора.

                                              Будут зубки сильные,

                                                Белые, красивые!

«ИНДЮК»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Я - индюк «балды-балда»

Разбегайтесь кто куда.

«КИСКА СЕРДИТСЯ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

Рассердилась наша киска:

Ей забыли вымыть миску.

Ты не подходи к ней близко-

Поцарапать может киска!

«КАЧЕЛИ»

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

 

На веселые качели

Таня и Никита сели.

Опустились вниз качели,

А потом наверх  взлетели.

Вместе с птицами, наверно,

Улететь они  хотели.

«МАЛЯР»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

 

Стал язычок твой маляром,

       Он будет красить старый дом:

        Вперед-назад, вперед-назад…

      Ремонту каждый будет рад.

«СЛОНИК»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

                                                      Язычок твой – озорник,

                                                         Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

                                                      «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

«ЧАСИКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

                                                    Ходит мятник в часах:

                                                  Влево - тик, а вправо – так.

                                                    Ты сумеешь сделать так:

                                                        Тик и так, тик и так?

«ЧАШЕЧКА»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

                         Будешь пить с друзьями чай                                     

 

                                                                     Ты из чашки новой

                                                                    Эту чашку показать

                                                              Ты сейчас пробуй!

«УЛЫБКА»

 Улыбнуться, показать сомкнутые губки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

                                                 Подражаем мы лягушкам:

                                                Тянем губы прямо к ушкам.

                                                  Мы потянем - перестанем

                                                    И нисколько не устанем.

«ЗАБОРЧИК»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние сомкнутые зубы.


Наши губки улыбнулись,

 Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

«ЛОШАДКА»

Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.


Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Список литературы:

1.  Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: АСТ, Астрель, 2010. 
2.  Анищенкова, Елена Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Елена Анищенкова. - М.: "Издательство АСТ", 2006. 


2 комментария:

  1. Открыла для себя несколько новых упражнений. Спасибо большое за работу которую Вы делаете))

    ОтветитьУдалить
  2. Евгения Александрова, спасибо большое. Мне очень приятно.

    ОтветитьУдалить