Признаки нормального
развития речи
Речь с 0 до 10 месяцев
Первые два месяца жизни ребенок проживает стадию спонтанных звуков.
С 2 до 5 месяцев – стадию гуления.
С 5 по 10 месяц длится
стадия лепета. Малыш начинает произносить отдельные слоги, а затем они
перестают в слоговые цепочки. Например: мама, баба.
Речь с 11 месяцев до 1,5 года
С этого момента начинается
стадия первых слов. Ребенок пытается повторять целые слова : «ня», вместо «на»,
«дё» вместо «идём».
Речь с 1,5
года до 2 лет
Стадия предложений:
начинается с словосочетаний и предложений из двух слов, постепенно
увеличивается пассивный словарь запас.
Речь в 3 года
В речи ребенка есть все
гласные звуки и появляются свистящие звуки [С], [С'], [З], [З'], [Ц], но они не
всегда чисто произносятся — это нормально.
Речь в 4 года
В речи появляются
шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч'], [Щ'], дети легко формулируют свои мысли и ведут
со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об
окружающем мире.
Речь в 5 – 6 лет
В речи появляются самые
сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р'], [Л], [Л']. Дети всё лучше
овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе
около 2 тысяч слов.
Речь в 7 лет
К семи годам ребенок выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.
Если звуки формируются согласно возрасту – это хорошо. Но если замечаете, что звук появился раньше времени и звучит он неверно, надо обратиться к специалисту. Например, звука [Р] нет в 3,5 года – не переживайте, он появляется к 5 годам.
А если [Р] появился в 4 года в горловом звучании – идите к логопеду!
Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.
Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.
Теперь вы вооружены знаниями. Это поможет
обнаружить проблему вовремя и обратиться за консультацией к специалисту для
выяснения причины. Но всё же помните, что диагноз способен поставить только
врач. Задача родителей – быть внимательными к ребенку и позаботиться о его
правильном и гармоничном развитии.
Список литературы:
Спасибо большое за полезный материал, он помог мне разрешить сомнения по поводу обращения к логопеду.
ОтветитьУдалить