Здравствуйте! Я очень рада приветствовать Вас в своём блоге «ЛОГОПЕДиЯ»! Мой блог адресован педагогам и родителям. Надеюсь каждый читатель блога найдет для себя полезную и интересную информацию. Оставляйте свои комментарии, отзывы и пожелания. Я всегда буду рада Вам помочь!

понедельник, 17 октября 2022 г.

Нарушение сенсорной интеграции у детей.

 Ощущения можно уподобить пище для мозга: они доставляют ему знания, необходимые для управления телом и мышлением.                                                                                          

(Дж. Айрис)

Что такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция - это процесс обработки сенсорной информации, которую ребенок получает через окружающие раздражители. С помощью рецепторов чувств (визуальных, слуховых, вкусовых, обонятельных и т.д.) детская нервная система получает и обрабатывает информацию, а также помогает выбрать наиболее правильную реакцию на внешние раздражители.

       Сенсорная интеграция описывает слаженную работу разных систем мозга, которые обрабатывают воспринимаемые сигналы от органов чувств. Можно иметь острое зрение и отличный слух, но не понимать, что видишь и слышишь, или неадекватно на это реагировать — игнорировать очевидные стимулы или пугаться того, что для большинства людей приятно.

   Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик.

Как распознать нарушения сенсорной интеграции:

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.


На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.

      

     

Литература:

·        Шапиро М., Синкевич А., Арчакова Т. Практические рекомендации для замещающих родителей по созданию развивающей среды с элементами сенсорной реабилитации в домашних условиях своими силами. — М.: БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», 2021 — 44 с.

·       Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009. 272 с.

·       Улла Кислинг  «Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие» Книга адресована родителям и специалистам - неврологам, психологам, реабилитологам, педагогам и др. 7-е издание.

·        Роль сенсорной интеграции в реабилитации детей с речевыми и психическими нарушениями в практике отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ»: учебно-методическое пособие /Т.Е. Ефремова, И.А. Сафонова, А.М. Лобанова. - Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2020г. - 36 с.



2 комментария: