Ощущения можно уподобить пище для мозга: они доставляют ему знания, необходимые для управления телом и мышлением.
(Дж. Айрис)
Что такое
сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция - это процесс обработки сенсорной информации, которую
ребенок получает через окружающие раздражители. С помощью рецепторов чувств
(визуальных, слуховых, вкусовых, обонятельных и т.д.) детская нервная система
получает и обрабатывает информацию, а также помогает выбрать наиболее
правильную реакцию на внешние раздражители.
Сенсорная интеграция описывает слаженную
работу разных систем мозга, которые обрабатывают воспринимаемые сигналы от
органов чувств. Можно иметь острое зрение и отличный слух, но не понимать, что
видишь и слышишь, или неадекватно на это реагировать — игнорировать очевидные
стимулы или пугаться того, что для большинства людей приятно.
Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной
интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно
поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия
с использованием сенсорно-интегративных методик.
Как распознать нарушения сенсорной интеграции:
Нарушения сенсорной интеграции называются
дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного,
тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного
характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в
эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции,
задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной
деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию
самоконтроля.
На что стоит обратить внимание, и
как проявляются нарушения сенсорной интеграции?
Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте),
напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах
(например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.
Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками,
мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не
терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды
ткани/одежды, не любят ходить босиком.
Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость
некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос,
невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.
Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов
продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая
чувствительность к запахам.
Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость,
негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный
тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.
При проявлении нескольких нарушений из
вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести
диагностику на предмет сенсорной дисфункции.
Литература:
· Шапиро М., Синкевич А., Арчакова Т. Практические рекомендации для замещающих родителей по созданию развивающей среды с элементами сенсорной реабилитации в домашних условиях своими силами. — М.: БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», 2021 — 44 с.
· Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009. 272 с.
· Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие» Книга адресована родителям и специалистам - неврологам, психологам, реабилитологам, педагогам и др. 7-е издание.
· Роль сенсорной интеграции в реабилитации детей с речевыми и психическими нарушениями в практике отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ»: учебно-методическое пособие /Т.Е. Ефремова, И.А. Сафонова, А.М. Лобанова. - Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2020г. - 36 с.
Спасибо за материал, очень познавательно и интересно.
ОтветитьУдалитьРада, что Вам понравилось.
Удалить