Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, развивается от рождения до 5 лет и является основой для понимания речи другого человека, контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем.
Л.С. Выготский ввел термин «фонематический
слух», в который включил 3 речевые операции:
- · способность слышать есть ли данный звук в слове или нет;
- ·способность
различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной
последовательности;
- · способность
различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Признаки нарушений фонематического слуха:
- ·
нарушения
звукопроизношения (замены и смешения звуков);
- ·
нарушения
звуковой структуры слова, которые проявляются в ошибках звукового анализа
(пропуски гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв,
слогов);
- ·
нарушения
дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство,
проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.
Несформированное фонематическое восприятие, с одной
стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с
другой затрудняет овладение слоговым и звуко-буквенным анализом, без которых
полноценное чтение и письмо невозможны.
Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной
сформированности фонематического восприятия у малыша, то первоначально следует
проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно
переходить к коррекции фонематического восприятия.
Развитие
фонематических процессов включает в себя:
- ·
развитие умения
объединить отдельные звуки в слоги и слова;
- ·
развитие умения
сопоставлять слова, различающиеся одним звуком;
- ·
развитие умения
услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов;
- ·
развитие умения
делить слова на звуки.
В работе по формированию фонематического восприятия
можно выделить следующие этапы:
I этап – узнавание и различение неречевых звуков.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на
материале одинаковых звуков, слов, фраз.
III этап – различение слов, близких по своему звуковому
составу.
IV этап – дифференциация слогов.
V этап – дифференциация фонем.
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Литература:
· - Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Просвещение, 1991г.
· - Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дидактический материал по коррекции письменной речи. М. Книголюб, 2008г.
· - Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий