Здравствуйте! Я очень рада приветствовать Вас в своём блоге «ЛОГОПЕДиЯ»! Мой блог адресован педагогам и родителям. Надеюсь каждый читатель блога найдет для себя полезную и интересную информацию. Оставляйте свои комментарии, отзывы и пожелания. Я всегда буду рада Вам помочь!

понедельник, 17 октября 2022 г.

«Фонематический слух – основа правильной речи»

     Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, развивается от рождения до 5 лет и является основой для понимания речи другого человека, контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем.

   Л.С. Выготский ввел термин «фонематический слух», в который включил 3 речевые операции:

  • ·  способность слышать есть ли данный звук в слове или нет;
  • ·способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • ·      способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Признаки нарушений фонематического слуха:

  • ·        нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
  • ·        нарушения звуковой структуры слова, которые проявляются в ошибках звукового анализа (пропуски гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);
  • ·        нарушения дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой затрудняет овладение слоговым и звуко-буквенным анализом, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первоначально следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.


Развитие фонематических процессов включает в себя:

  • ·        развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;
  • ·        развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком;
  • ·        развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов;
  • ·        развитие умения делить слова на звуки.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание и различение неречевых звуков.

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

IV этап – дифференциация слогов.

V этап – дифференциация фонем.

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

 

Литература:

·        - Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Просвещение, 1991г.

·        - Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дидактический материал по коррекции письменной речи. М. Книголюб, 2008г.

·        - Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий