Здравствуйте! Я очень рада приветствовать Вас в своём блоге «ЛОГОПЕДиЯ»! Мой блог адресован педагогам и родителям. Надеюсь каждый читатель блога найдет для себя полезную и интересную информацию. Оставляйте свои комментарии, отзывы и пожелания. Я всегда буду рада Вам помочь!

вторник, 24 января 2023 г.

Правильно дышим – правильно говорим.

 

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия.


Существуют два основных этапа работы над формированием речевого дыхания:

1. Формирование неречевого диафрагмального дыхания.

2. Формирование фонационного и речевого дыхания.

Остановимся подробно на первом этапе работы, который включает следующие группы упражнений:

- упражнения на выработку диафрагмального вдоха – выдоха;

- упражнения на дифференциацию ротового и носового дыхания;

- упражнения на выработку целенаправленной воздушной струи;

- упражнения на выработку длительного выдоха.

          Речевое дыхание, кроме осуществления функции газообмена, принимает организованное участие в голосообразовании. Речевое дыхание акт произвольный, подчиненный сознательному управлению, что дает возможность приспособить его к требованиям речевого процесса. Дыхание во время речи происходит в последовательности вдох – пауза – выдох, являющийся источником энергии для звукообразования. Дыхания осуществляется через нос и рот. Вдох должен быть энергичным, ускоренным и достаточно глубоким. Во время вдоха происходит наполнение легких нужным количеством воздуха и, в момент задержки дыхания, приведение в готовность голосового и дыхательного аппаратов для воспроизведения звука. Выдох должен быть продолжительным и плавным, без толчков.

 

Нарушения речевого дыхания

·       Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую им фразу. Другой момент – он пытается успеть произнести всю фразу целиком на вдохе, в результате чего он говорит слишком быстро, при этом не делая пауз.

·       Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже на первом слоге, т.е. конец слова либо произносится значительно тише, либо вовсе «проглатывается».

·       Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чем он хотел сказать.

·       Искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.

Как нужно правильно дышать

Для определенного возраста ребенка характерно количество слов на выдохе. К примеру, в 2-3 года нормой является 2-3 слова, а в 6-7 лет – 5-7 слов.

При определении степени уровня речевого развития, логопед обращает большое внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, как и когда он делает паузы, какой у него вдох и выдох.

Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:

ü Небольшой вдох через нос.

ü Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот.

ü Выдох производится до конца.

ü После каждого выдоха берется паузы (2-3 секунды).

ü Это очень важный момент, ведь только научившись правильно дышать, можно в полной мере овладеть своим голосом.

Общие правила проведения дыхательных упражнений

Дыхательные упражнения являются очень важной и эффективной частью работы с детьми дошкольного возраста. Результат будет намного лучше, если они проводятся не только в кабинете с логопедом, но и с родителями дома.

Нужно понимать, что дыхательные упражнения – это нагрузка для ребенка, поэтому важно учитывать ряд рекомендаций:

Ø упражнения лучше всего проводить до приема пищи (если после еды, то нужно подождать 1,5-2 часа);

Ø комната, где вы занимаетесь, должна хорошо проветриваться;

Ø занятия не должны быть слишком долгими – для достижения результата хватает 3-5 минут (но упражнения нужно проводить каждый день);

Ø важно контролировать правильность дыхания (в процессе не должны напрягаться мышцы лица, живота, подниматься плечи и т.д.).

Ø вдох – через нос, выдох – длинный и плавный.

 

Список литературы

- Саливон Л. Г. Голос и профессия: теория, методика и практика развития речевого голоса – Краснодар: Просвещение – Юг, 2008.-105с.

- Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение,1956

-  Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой, «Физкультура и спорт» - М.: 2002.

Комментариев нет:

Отправить комментарий