Развитие дыхания
– один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия.
1.
Формирование неречевого диафрагмального дыхания.
2.
Формирование фонационного и речевого дыхания.
Остановимся
подробно на первом этапе работы, который включает следующие группы упражнений:
-
упражнения на выработку диафрагмального вдоха – выдоха;
-
упражнения на дифференциацию ротового и носового дыхания;
-
упражнения на выработку целенаправленной воздушной струи;
- упражнения на выработку длительного выдоха.
Речевое дыхание, кроме осуществления
функции газообмена, принимает организованное участие в голосообразовании.
Речевое дыхание акт произвольный, подчиненный сознательному управлению, что
дает возможность приспособить его к требованиям речевого процесса. Дыхание во
время речи происходит в последовательности вдох – пауза – выдох, являющийся
источником энергии для звукообразования. Дыхания осуществляется через нос и
рот. Вдох должен быть энергичным, ускоренным и достаточно глубоким. Во время
вдоха происходит наполнение легких нужным количеством воздуха и, в момент
задержки дыхания, приведение в готовность голосового и дыхательного аппаратов
для воспроизведения звука. Выдох должен быть продолжительным и плавным, без
толчков.
Нарушения речевого дыхания
· Недостаточно
развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо.
Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую им
фразу. Другой момент – он пытается успеть произнести всю фразу целиком на
вдохе, в результате чего он говорит слишком быстро, при этом не делая пауз.
· Выдыхаемый
воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже
на первом слоге, т.е. конец слова либо произносится значительно тише, либо
вовсе «проглатывается».
· Проблемы
с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку
приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может
забыть, о чем он хотел сказать.
· Искажение
звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.
Как нужно правильно дышать
Для
определенного возраста ребенка характерно количество слов на выдохе. К примеру,
в 2-3 года нормой является 2-3 слова, а в 6-7 лет – 5-7 слов.
При
определении степени уровня речевого развития, логопед обращает большое внимание
на то, как ребенок дышит во время разговора, как и когда он делает паузы, какой
у него вдох и выдох.
Нормальное речевое дыхание выглядит
следующим образом:
ü Небольшой
вдох через нос.
ü Выдох
плавный, струя воздуха выходит через рот.
ü Выдох
производится до конца.
ü После
каждого выдоха берется паузы (2-3 секунды).
ü Это
очень важный момент, ведь только научившись правильно дышать, можно в полной
мере овладеть своим голосом.
Общие правила проведения дыхательных
упражнений
Дыхательные
упражнения являются очень важной и эффективной частью работы с детьми
дошкольного возраста. Результат будет намного лучше, если они проводятся не
только в кабинете с логопедом, но и с родителями дома.
Нужно понимать, что дыхательные
упражнения – это нагрузка для ребенка, поэтому важно учитывать ряд
рекомендаций:
Ø упражнения
лучше всего проводить до приема пищи (если после еды, то нужно подождать 1,5-2
часа);
Ø комната,
где вы занимаетесь, должна хорошо проветриваться;
Ø занятия
не должны быть слишком долгими – для достижения результата хватает 3-5 минут
(но упражнения нужно проводить каждый день);
Ø важно
контролировать правильность дыхания (в процессе не должны напрягаться мышцы
лица, живота, подниматься плечи и т.д.).
Ø вдох
– через нос, выдох – длинный и плавный.
Список
литературы
-
Саливон Л. Г. Голос и профессия: теория, методика и практика развития речевого
голоса – Краснодар: Просвещение – Юг, 2008.-105с.
-
Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.:
Просвещение,1956
-
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика
Стрельниковой, «Физкультура и спорт» - М.: 2002.
Комментариев нет:
Отправить комментарий